Джайнская философия

  • Наталья Железнова Институт востоковедения РАН. 107031, Российская Федерация, Москва, ул. Рождественка, д. 12, стр. 1
Ключевые слова: категории, субстанция-атрибут-модус, протяжённые субстанции, «доктрина неодносторонности», семичленное предицирование, «теория точек зрения», Умасвати, Кундакунда, Харибхадра, карма, ненасилие, освобождение

Аннотация

Философская традиция джайнов рассматривается со времени появления исторического основателя джайнизма Махавиры и заканчивая XVII веком, когда завершился период творческого развития джайнской доктрины. Особое внимание уделено категориальному аппарату в онтологии и эпистемологии, с признанием при этом специфики философской традиции джайнизма, заключающейся в совмещении двух уровней теоретизирования — собственно онтологической и этико-сотериологической. Эпистемология последователей Махавиры представлена в контексте двух базовых познавательных подходов — общеметодологического (рассмотрение доктрин «неодносторонности» и «точек зрения») и инструментального (анализ источников и средств получения достоверного знания вкупе с описанием этапов познания). Джайнская этика, включающая в себя разветвлённую систему предписаний и запретов, логично вытекает из онтологических постулатов джайнизма и служит правильному применению методов познания на практике.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Наталья Железнова, Институт востоковедения РАН. 107031, Российская Федерация, Москва, ул. Рождественка, д. 12, стр. 1

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Опубликован
2019-12-25
Как цитировать
Железнова Н. Джайнская философия // Философская антропология. 2019. Т. 5. № 2. С. 136-156.
Раздел
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ПОИСК