https://pa.iph.ras.ru/issue/feed Философская антропология 2021-02-08T12:07:36+03:00 Спирова Эльвира Маратовна elvira-spirova@mail.ru Open Journal Systems <p class="a0" style="text-align: justify;">Журнал <strong>«Философская антропология / Philosophical anthropology»</strong> призван отражать историю и тенденции философского постижения человека. В нём освещаются основные этапы становления философии человека, многообразие антропологических учений, связь философской антропологии с другими направлениями философской мысли. Журнал призван проследить развитие философско-антропологических воззрений, раскрыть их глубину и богатство, показать своеобразие антропологических интуиций далёких и близких культур, выявить внутреннюю проблемно-смысловую близость конкретных философских выводов о человеке. Издание включает все разновидности философско-антропологического знания – культурную, социальную, политическую, историческую, религиозную, психоаналитическую, педагогическую антропологию. Кроме того, в журнале публикуются статьи, носящие междисциплинарный характер и освещающие человековедческие темы через призму культурологии, биологии, психологии, педагогики и других научных направлений.</p> <p style="text-align: justify;">Издание знакомит читателей с современным состоянием философско-антропологической мысли как в России, так и за рубежом.</p> https://pa.iph.ras.ru/article/view/5480 «Высвечивание» человека: экзистенциальный психоанализ Медарда Босса 2021-02-08T12:07:36+03:00 Павел Гуревич gurevich@rambler.ru <p>В статье даётся развёрнутое представление об экзистенциальном психоанализе швейцарского философа и психолога Медарда Босса. Опираясь на фундаментальную онтологию М.&nbsp;Хайдеггера, М.&nbsp;Босс критикует психодинамические теории человеческой психики и обращается к анализу проблемы человеческой природы. Человека, с точки зрения Босса, можно понять только как человека в мире (бытие-в-мире). Благодаря человеческому существованию бытие может проявить себя как таковое. В этом и состоит предназначение человека.</p> <p>Базовой экзистенциальной категорией у М.&nbsp;Босса становится понятие «открытости». Открытость экзистенции позволяет в своей распахнутости узнать других людей и ответить на их собственный призыв к нам. Экзистенция при этом характеризуется Боссом как совместная, соучастная, наделённая «присутствием», представляющая собой ансамбль возможностей. М.&nbsp;Босс определяет человеческую экзистенцию через экзистенциалы пространственности, темпоральности, телесности, событийности в совместном мире, настроенности, историчности и смертности. Реализация экзистенции, по Боссу, возможна только в свободном выборе, которым человек наделён изначально, но который он может утратить в процессе социализации. Блокировка открытости и свободы приводит человека к невротизации и болезни.</p> <p>В статье также анализируется сущность психотерапевтического подхода М.&nbsp;Босса, опирающегося на стремление понять человека через «высвечивание» и открытость. Показано противостояние экзистенциального анализа классической психоаналитической традиции.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5481 Батай и левый полюс сакрального 2021-02-06T18:57:35+03:00 Уильям Поулетт enquiries@wlv.ac.uk Наталия Стороженко storozhenko@yandex.ru <p>В статье исследуются определения левого и правого полюсов сакрального Жоржа Батая, анализируется их сложность и неоднозначное понятие контекстов дуальности и бинарности, через призму которых эти полюса часто рассматриваются. В частности, анализируются ключевые факторы, оказывающие влияние на мысль Батая о священном, формируется критика ошибочного вектора трактовки данного понятия современными философами. На основе оспаривания бинарной оппозиции профанного и сакрального, а также выявления изменчивых и случайных движений между чистым и нечистым сакральным и между сакральным и профанным доказывается актуальность и ещё не до конца исчерпанный, несмотря на обширные исследования, проведённые в данной области, философский потенциал учения Батая в отношении современных культурно-социологических исследований религии и философской антропологии.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5482 Поль Рикёр о совместном бытии людей (по страницам книги “Paul Ricoeur. Politique, économie et société. Écrits et conférences 4” (Paris, 2019)) 2021-02-06T19:02:56+03:00 Ирена Вдовина isvdovina@mail.ru <p>Проблема совместного бытия людей является одной из центральных тем исследований выдающегося философа современности Поля Рикёра (1913–2005). В ходе своего анализа он идёт от изучения означенной темы под углом зрения политики, власти, права, культуры, морали до рассмотрения таких вопросов, как взаимное признание людей, хрупкость человеческого существования и земной цивилизации в целом, терпимость, забота, справедливость, ответственность за будущее человечества, за саму идею человека. В ряде работ Рикёр на примере Европы высказывает свои соображения о возможном будущем земной цивилизации — о её новом этосе, преодолевающем структуры национальных государств, о сочетании на глобальном уровне их «идентичности» и «инаковости». В качестве моделей интеграции философ выдвигает перевод с одного языка на другой как своего рода <em>а </em><em>priori</em> общения; обмен памятью как предварительное перемещение в иную культурную среду; прощение, исходящее из страданий других и поднимающее вопрос о тяжести долга.</p> <p>Первоначально высказанные на философских конгрессах, симпозиумах, страницах журнальных статей, выделенные проблемы были фундаментально изучены мыслителем в трудах «История и истина» (1955), «Я-сам как другой» (1990), «Этика и ответственность» (1994), «Справедливое» (кн.&nbsp;1, 2 — 1995, 2001), «Идеология и утопия» (1997), «Память, история, забвение» (2000), «Путь признания» (2004). Книга “Paul Ricoeur. Politique, économie et société. <em>Écrits et conférences 4</em>” (Paris, 2019) («Поль Рикёр. Политика, экономика и общество. Рукописи и выступления 4» (Париж, 2019)) адресована философам, культурологам, политологам, представителям других отраслей гуманитарного знания, а также читателям, интересующимся актуальными проблемами философии.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5483 К дискуссии о роли Маннергейма в войне с СССР 2021-02-06T19:03:38+03:00 Виктор Маслов vpmaslov@hse.ru <p>Статья выполнена в форме эссе. Она рассматривает, какое значение для хода Великой Отечественной войны 1941–1945&nbsp;гг., в частности для обороны Ленинграда, имела нейтрально-сдержанная позиция Маннергейма и Финляндии как государства, выразившаяся в относительном дистанцировании от гитлеровской Германии: неучастии в штурме Ленинграда и его обстреле, отказе предоставить немецкой армии территорию Финляндии для ударов по городу, блокировать «Дорогу жизни» по Ладожскому озеру. Показано, что такая позиция в значительной мере явилась результатом дипломатических усилий советского посла в Швеции Александры Коллонтай, которую связывали особые дружеские отношения с Маннергеймом. В ходе аргументации, наряду с анализом объективных и литературно документированных фактов, автор опирается также на личные свидетельства, уходящие корнями в биографию его деда, известного академика П.П.&nbsp;Маслова. Статья на конкретном примере показывает, как персональные позиции и межличностные связи, подчинённые своей собственной логике, становятся важными элементами исторически значимых факторов.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5484 Отечественная ключимость военного времени: как освящена вечностью? 2021-02-06T19:06:53+03:00 Пётр Симуш simush@inbox.ru <p>Военное время (1941–1945) через три четверти века выявляет непостижимую русскую ключимость. Качество и свойства России определяются её траекторией двух тысячелетий, а не одним. Поэтому её смысл и таинство Великой Отечественной войны может быть понято только благодаря Св.&nbsp;Писанию. На этом настаивал Н.В.&nbsp;Гоголь, который видел «яснее дня» события отечественной истории сквозь преступления «пред Богом». Говоря гоголевскими словами, «страшный суд Божий» совершился над агрессией Германии. В результате от великой Победы «встрепенётся настоящее»&nbsp;[4].</p> <p>Философский взгляд автора представлен как концепция: впервые исследовано время великой войны в свете двухтысячелетней траектории Отечества. Она начата св.&nbsp;ап. Андреем Первозванным. Отечественная ключимость трактуется вслед за В.И.&nbsp;Далем. Качественные свойства «ключимых» обобщений находят отражение в понятиях «русскости», «общерусскости» и «советскости». Вечность освятила военное время, ставшее вершиной священного Духа. Священность войны рассмотрена комплексно, с опорой на историю, науку, религию, философию, искусство.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5485 Смерть как эстетический эксперимент 2021-02-06T19:09:11+03:00 Леандер Шольц Leander.scholz@uni-wrimag.de Анатолий Липов antolip@yandex.ru <p>Чем интенсивнее человек задумывается о конечной природе жизни, тем больше он привязан к моменту в жизни, который ограничен во времени. Смерть — очень личный и сокровенный процесс, который в большинстве случаев не «красив». Реальность смерти в клиниках, отделениях интенсивной терапии и операционных залах по своей человеческой сути жестока. Тело в «конце пути» захвачено похоронными бюро. Тем самым смерть сегодня тождественна длительному пути страдания.</p> <p>Перевод научной статьи посвящён осмыслению автором проекта немецкого художника Грегора Шнайдера, вызвавшего сенсацию и яростную реакцию в западных арт-кругах и за пределами арт-сцены, создав ему репутацию «самого страшного современного художника», нарушившего «существующие ограничения, которые нельзя превышать, если мы не хотим ставить под сомнение нашу цивилизацию». Замысел художника состоит в том, чтобы позволить смертельно больному человеку умереть в рамках арт-проекта, представляющего собой конфронтацию со смертью, который может убрать ужас смерти.</p> <p>В рамках проекта умирающий определяет всё заранее. Вместо массовой однотипной медицинской процедуры смерть, смоделированная мастерством художника, утверждает Шнайдер, будет происходить в более гуманной обстановке, в которой люди могут умереть достойно, создавая себе личную защиту и обеспечивая этическое требование свободы воли и самоопределения.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5486 Флоровский Георгий Васильевич 2021-02-06T19:11:33+03:00 Анатолий Черняев Chernyaev@iph.ras.ru <p>Г.В.&nbsp;Флоровский принадлежит к числу мыслителей мирового масштаба, определявших пути осмысления и развития русской философии и православного богословия в современную эпоху. Младший современник блестящего периода расцвета отечественной философии, науки и культуры начала XX&nbsp;в., один из основоположников концепции евразийства, член академических корпораций крупнейших институтов, основанных русскими эмигрантами по обе стороны Атлантики, участник экуменического движения, он приобрёл значительный авторитет и влияние в мировой славистике и религиозной мысли. Основные труды Флоровского посвящены истолкованию русской мыслительной традиции и изучению патристического наследия, на основе которого им предложен новый проект развития православной мысли: неопатристический синтез. Рассматривать данные направления деятельности Флоровского необходимо во взаимосвязи: представленная в его работах картина истории русской религиозной мысли призвана продемонстрировать, что произошедший в ней отрыв от классических патристических образцов повлёк за собой кризис духовной культуры России, приведший к масштабному социальному кризису XX&nbsp;в. Философско-богословская программа неопатристического синтеза Флоровского сформировалась в полемике с софиологическим направлением русской философии и может рассматриваться как основная её альтернатива; эта программа получила отклик и развитие в трудах целого ряда отечественных и зарубежных философов и богословов.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5487 Хрисипп из Сол 2021-02-06T19:12:45+03:00 Александр Столяров a.stoliarov@mail.ru <p>Хрисипп из Сол (ок. 280/77–208/5 до н.э.) — наиболее разносторонний представитель стоицизма; его называли вторым основателем Стои. Обладая исключительной работоспособностью, Хрисипп написал гораздо больше, чем любой другой стоик, но до настоящего времени дошли только фрагменты его сочинений. Он развил и конкретизировал основные идеи основателя стоической школы, Зенона из Кития, и внёс большой вклад во все части учения — логику, физику и этику. Разработанная Хрисиппом оригинальная пропозициональная логика была призвана выявлять каузальную связь явлений, присутствующих в мире. Хрисипп предложил детерминистскую концепцию судьбы, но при этом старался сохранить место для человеческой свободы в сфере мышления и действия. Этика, полагал он, основывается на правильном понимании природы мироздания, а главная задача этики — искоренение страстей, угнетающих душу. Благодаря Хрисиппу стоическое учение стало одним из самых влиятельных философских течений в греко-римском мире.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2021 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5488 Что такое русская философия сегодня? (Об антологии «Русская философия в XXI веке») 2021-02-06T19:13:56+03:00 Эльвира Спирова elvira-spirova@mail.ru <p>Публикация антологии «Русская философия в XXI&nbsp;веке» под редакцией Михаила Сергеева, Александра Чумакова и Мэри Тайс — результат многолетнего международного проекта. В представленном издании дан широкий обзор постсоветской философской мысли для англоязычного читателя. Не преследуя цели охватить в одной книге всю современную русскую философию, редакторам, однако, удалось развернуть целый комплекс философских проблем, над которыми размышляют сегодня известные русские философы, творящие в России и за её пределами и причисляющие себя к русской философской школе.</p> <p>В статье отмечается, что русская философия, с одной стороны, глубоко укоренённая в культурной традиции, а с другой, впитавшая новомодные западные веяния, продолжает сохранять самобытные черты, представленные оригинальными философскими школами и выдающимися именами. Поскольку работа над антологией заняла несколько лет и некоторых из её авторов (Павла Гуревича, Вадима Межуева, Валерия Подороги, Сергея Хоружего) уже нет в живых, то книга позволяет ещё раз оценить их значимый вклад в развитие русской философии и почтить их память.</p> <p>Большое внимание издатели уделили точности перевода русскоязычных статей на английский язык, стараясь сохранить образность и многогранность русской речи. Антология рассчитана не только на специалистов-философов, но и на массового читателя, стремящегося лучше понять, чем живёт и где черпает вдохновение русская философская мысль сегодня.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5490 Памяти Валерия Александровича Подороги 2021-02-06T19:14:51+03:00 Редакционный материал IPH.RAN.JOURNAL@gmail.com <p>В 2020 году ушли из жизни два члена редакционного совета журнала «Философская антропология», известных исследователя, авторы двух самостоятельных философских направлений, чей вклад в развитие философской антропологии в нашей стране трудно переоценить: доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора аналитической антропологии Института философии РАН <strong>Валерий Александрович Подорога </strong>и доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук Института философии РАН <strong>Сергей Сергеевич Хоружий</strong>.</p> <p>Редакция журнала «Философская антропология» скорбит в связи с их кончиной и выражает соболезнования родным и близким наших коллег.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 Философская антропология https://pa.iph.ras.ru/article/view/5491 Памяти Сергея Сергеевича Хоружего 2021-02-06T19:15:28+03:00 Редакционный материал IPH.RAN.JOURNAL@gmail.com <p>В 2020 году ушли из жизни два члена редакционного совета журнала «Философская антропология», известных исследователя, авторы двух самостоятельных философских направлений, чей вклад в развитие философской антропологии в нашей стране трудно переоценить: доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора аналитической антропологии Института философии РАН <strong>Валерий Александрович Подорога </strong>и доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук Института философии РАН <strong>Сергей Сергеевич Хоружий</strong>.</p> <p>Редакция журнала «Философская антропология» скорбит в связи с их кончиной и выражает соболезнования родным и близким наших коллег.</p> 2020-12-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 Философская антропология