https://pa.iph.ras.ru/issue/feed Философская антропология 2020-10-23T10:00:37+03:00 Спирова Эльвира Маратовна elvira-spirova@mail.ru Open Journal Systems <p class="a0" style="text-align: justify;">Журнал <strong>«Философская антропология / Philosophical anthropology»</strong> призван отражать историю и тенденции философского постижения человека. В нём освещаются основные этапы становления философии человека, многообразие антропологических учений, связь философской антропологии с другими направлениями философской мысли. Журнал призван проследить развитие философско-антропологических воззрений, раскрыть их глубину и богатство, показать своеобразие антропологических интуиций далёких и близких культур, выявить внутреннюю проблемно-смысловую близость конкретных философских выводов о человеке. Издание включает все разновидности философско-антропологического знания – культурную, социальную, политическую, историческую, религиозную, психоаналитическую, педагогическую антропологию. Кроме того, в журнале публикуются статьи, носящие междисциплинарный характер и освещающие человековедческие темы через призму культурологии, биологии, психологии, педагогики и других научных направлений.</p> <p style="text-align: justify;">Издание знакомит читателей с современным состоянием философско-антропологической мысли как в России, так и за рубежом.</p> https://pa.iph.ras.ru/article/view/4867 Тема человека в русской философии 2020-08-03T15:27:26+03:00 Павел Гуревич gurevich@rambler.ru <p>Антропологическая тема в русской философии всегда занимала значительное место. В то же время она отличалась редким разнообразием, которое диктовалось культурной спецификой эпохи, идейными предпочтениями и влиянием европейской философии. В статье выделяются прежде всего религиозно-антропологические сюжеты. Вместе с тем особо подчёркивается значение Серебряного века для расцвета русской антропологической мысли. Значительное место в статье уделяется проблеме личности. Автор ставит также вопрос о влиянии русской философии на философское постижение человека в европейской культуре.</p> 2020-06-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2020 https://pa.iph.ras.ru/article/view/4873 Антропология как строгая наука? К вопросу о методологическом обосновании философской антропологии 2020-08-03T15:29:49+03:00 Сергей Смирнов smirnoff1955@yandex.ru <p>Статья продолжает цикл работ, посвящённый проблеме методологического обоснования предмета философской антропологии и тем самым обоснованию её как строгой науки. Разговор ведётся на материале поисков, осуществляемых в немецкой классике ХХ&nbsp;века. Первая статья была посвящена опыту Э.&nbsp;Гуссерля. Эта статья посвящена поискам М.&nbsp;Шелера. Автор при этом опирается как на ранее опубликованные, так и на долгое время лежавшие под спудом черновики философа, его дневники. Выясняется, что М.&nbsp;Шелер не только строил философскую антропологию как позитивную науку, но и понимал её больше как науку методическую, то есть рефлексивную, в которой выстраивается определённый поисковый метод, именно в силу того, что человек выступает в большей степени не объектом или субъектом, а постоянно открытой проблемой, тем сущим, которое преодолевает самоё себя, собственную меру.</p> 2020-06-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://pa.iph.ras.ru/article/view/4876 «Говорящее бытие»: от Хайдеггера к Лакану 2020-08-03T15:31:15+03:00 Надежда Вашингтон nadia.v.washington@gmail.com <p>В статье рассматриваются связи философии Мартина Хайдеггера и психоанализа Жака Лакана в подходе к проблемам речи и языка. Автор анализирует связь между лакановским переворотом в отношениях субъекта и речи и хайдеггеровской онтологией языка. В статье представлена попытка терминологического обзора по данной теме с учётом лакановского понятийного аппарата, переводов Хайдеггера на французский язык, лингвистических работ Фердинанда де Соссюра и Эмиля Бенвениста, а также работ Жака Деррида. Центральным понятием статьи является одно из лакановских определений человека — <em>ê</em><em>tre parlant</em>, истоки которого автор связывает как с фрейдовским психоанализом, так и с экзистенциалами Хайдеггера. Анализ лакановского возврата к Фрейду предлагается к рассмотрению при помощи дерридианской деконструкции, с учётом её связи с трактатом Хайдеггера «Бытие и время».</p> 2020-06-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://pa.iph.ras.ru/article/view/4880 Человек в зеркале другого 2020-09-10T07:07:43+03:00 Тимо Брейер tbreyer@uni-koeln.de Анатолий Липов antolip@yandex.ru <p>В статье Тимо Брейера зеркало предлагается как модель адекватности мира и разума, которая до некоторой степени доминировала в европейской истории идей. Эта идея взаимоотношения и взаимного восприятия в области межсубъектности достаточно проблематична, когда на карту поставлено конкретное столкновение двух телесных сущностей, двух личностей как двух тел. По мнению Брейера, метафора зеркала служит в истории культуры аналогом отношения человека к самому себе, к другим, к миру, тем самым в центр исследования ставится — в качестве центральной — тема антропологии, человеческого «я» и мировоззрения.</p> <p>В представлении автора метафора зеркала заключается не столько в том, насколько сильна метафора зеркала в этом контексте, сколько прежде всего в социальном пределе физических рефлексов восприятия. Социальная рефлексия другого человека по отношению к нам содержит личное измерение, которое равнозначно соответствию взаимных размышлений, включая отказ от контакта друг с другом.</p> <p>Зеркало способно лишь подтвердить психофизическую сторону моего существа, в то время как другой человек зеркалирует мою социальную сторону за этой стороной, где он также имеет возможность через свою субъективность и спонтанность отрицать меня в зеркальном отображении, т.&nbsp;е. отказать мне в каком-либо признании. Т.&nbsp;Брейер описывает различные асоциальные формы взгляда, которые отказываются допускать симметрию между нами и другими со ссылкой на метафорические теории Ральфа Конерсманна и Ханса Блюменберга. С помощью метафоры, по словам Брейера, мы можем обратиться к предконцептуальным ожиданиям, потребностям и опыту, к которым концептуальный язык не имеет доступа.</p> 2020-06-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://pa.iph.ras.ru/article/view/4885 Сетевой проект «Дому Я.В. Чеснова быть в Обнинске»: к истокам Просвещения 2.0. 2020-08-03T15:34:05+03:00 Татьяна Селина tiselina2016@gmail.com Александр Штанько shag2020@list.ru <p>В условиях грозящей гуманитарной и антропологической катастрофы, вызванной переходом в эпоху искусственного интеллекта, мы возвращаемся к своим истокам для создания нового проекта Просвещения 2.0. В статье дана 1)&nbsp;критика исходного принципа проекта Просвещения 1.0. с его верой в разум (И.&nbsp;Кант) и 2) философское обоснование истоков проекта Просвещения 2.0., символом которого становятся античный нус, душа как форма энтелехии (Аристотель), текучесть, поток и слово-логос Гераклита, чистое сознание, этос и «огонь бытия» с волей, ведой, верой антропного существа в проектном топо-крато-хроме с истоком в мобильности.</p> 2020-06-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://pa.iph.ras.ru/article/view/4886 Аналогия 2020-10-23T10:00:37+03:00 Наталья Томова natalya-tomova@yandex.ru <p>В статье раскрывается содержание понятия «аналогия». Рассматриваются особенности его использования в истории философии, начиная с Античности, со школы Пифагора, с которой связывают возникновение этого термина. Затрагиваются особенности употребления аналогии у Платона, Аристотеля, далее у философов эпохи Возрождения, Нового времени.</p> <p>Приводится определение умозаключения по аналогии как особого вида правдоподобного умозаключения. Перечисляются виды умозаключений по аналогии с соответствующими примерами. Отдельный раздел посвящён вопросу использования рассуждений по аналогии в области математики, юриспруденции и в целом в научных исследованиях. Моделирование как один из эффективных методов исследования непосредственно связан с аналогией.</p> <p>В основании аналогии лежит понятие сходства, и в различных научных областях оно имеет свою специфику. В математике и логике сходство находит своё выражение в таких понятиях, как изоморфизм и гомоморфизм. Анализ этих понятий приведён в соответствующем разделе. Аналогия между живыми организмами и техническими устройствами лежит в основе бионики. Нами были приведены некоторые примеры изобретений, в основе которых лежат аналогии из живой природы. В статье также затрагиваются вопросы о связи таких понятий, как аналогия и метафора, указывается, в чём их существенное различие.</p> 2020-06-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://pa.iph.ras.ru/article/view/4887 Зенон из Кития: жизнь и учение основателя Стои 2020-08-03T15:36:42+03:00 Александр Столяров a.stoliarov@mail.ru <p>Статья посвящена исследованию жизни и учения Зенона из Кития, основателя Стоической школы. По происхождению финикиец, Зенон начал преподавать в Афинах (ок. 300&nbsp;г. до н.э.) в т.&nbsp;н. «Расписной Стое» (портике); от неё школа получила своё название. Зенон испытал влияние академиков (деление философии на три части), мегариков (логика), Аристотеля и, возможно, Гераклита (физика), киников и Сократа (этика). На этой основе Зенон создал оригинальное учение. Три части философии неразрывно связаны. Логика выясняет принципы и границы познания. Физика формулирует законы мироздания и тем самым закладывает фундамент этики. Завершающая учение этика обосновывает конечную цель разумного существа: жизнь согласно природе, т.&nbsp;е. жизнь согласно велениям космического логоса, тождественна счастью.</p> 2020-06-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://pa.iph.ras.ru/article/view/4888 Картезианство 2020-08-03T15:38:00+03:00 Виктор Визгин vizgin.viktor@yandex.ru <p>В статье рассматривается такое значительное направление в философии и науке XVII−XIX&nbsp;веков, как картезианство. В основе его лежит учение Р.&nbsp;Декарта, рецепция, распространение и видоизменения которого в европейских странах происходили в конкретном историко-культурном контексте. Становление и развитие картезианства протекало в острой идейной борьбе, оно прокладывало себе дорогу в условиях упорного сопротивления со стороны перипатетической схоластики. Одни последователи Декарта развивали его физические идеи, стремясь модифицировать картезианский метафизический дуализм таким образом, чтобы привести его к материализму. Другие, напротив, развивали спиритуалистические и идеалистические потенции метафизики Декарта. В статье рассматривается такое течение в картезианстве, как окказионализм (Клауберг, Кордемуа, Лафорж, Гейлинкс), даётся характеристика и оценка картезианской доктрины множественности миров Фонтенеля, анализируется вклад картезианства в культуру и науку вплоть до XIX&nbsp;столетия. Автор подчёркивает инвариантный характер не буквы учения Декарта, а его духа, отпечатавшегося на всей новоевропейской рационалистической традиции вплоть до наших дней.</p> 2020-06-30T00:00:00+03:00 Copyright (c) https://pa.iph.ras.ru/article/view/4889 Персонализм в США 2020-08-03T15:39:20+03:00 Григорий Золотков zolotkov_grigory@mail.ru <p>В статье рассматриваются персоналистские учения США XIX–ХХ&nbsp;вв. Главными представителями персонализма в США считаются Б.П.&nbsp;Боун и его последователи (Э.&nbsp;Брайтман, Р.&nbsp;Флюэллинг, П.А.&nbsp;Берточчи); тем не менее характерный для персонализма интерес к понятию «личность» прослеживается и у ряда других философов США: трансценденталистов (Р.У.&nbsp;Эмерсон, А.&nbsp;Олкотт, У.&nbsp;Уитмен), сент-луисских гегельянцев (У.Т.&nbsp;Харрис, Г.К.&nbsp;Брокмейер), «гарвардских персоналистов» (Дж.&nbsp;Ройс, Х.У.Э.&nbsp;Хокинг), а также Дж.&nbsp;Хауисона. Сформировавшись под сильным влиянием теизма, немецкого идеализма, а также общей ориентированности американских философов на приложение философии к практическим задачам, в США идеи персонализма получили развитие в двух основных направлениях. В философии религии персоналисты обратились к адаптации идеализма к теистическому мировоззрению. В области социальной философии персоналистами был предложен ряд концепций, обосновывающих особое положение личности в обществе. На рубеже веков заметное влияние на развитие философии в США оказало обсуждение персоналистами проблемы онтологического статуса личности (Ройс, Боун, Хауисон). Позиции мыслителей в отношении этой проблемы варьировались от слияния и растворения человеческой личности в Боге до признания личности как сущности, независимой от Него. В процессе дальнейшего развития персонализм постепенно растворился в философии США, не оказав на неё заметного влияния.</p> 2020-06-30T00:00:00+03:00 Copyright (c)